Пантеон

Пантеон – памятник в стиле неоклассицизма в 5 округе Парижа, в сердце Латинского квартала. Был задуман в 18 в. как храм для мощей Св. Женевьевы – покровительницы Парижа. После Французской революции – место захоронения великих людей Франции. Здесь покоятся Вольтер, Руссо, Гюго, Золя, Пьер и Мари Кюри, Дюма…Фасад здания напоминает римский пантеон, построенный в 1 веке до н.э. Купол сооружен наподобие купола церкви Сан Пьетро в Монторио. Оформление Пантеона, надписи и символы на его стенах позволяют проследить историю французской нации.

Адрес:

Place du Panthéon

Время работы:

1.10 – 31.03: 10.00 – 18.00

1.04 – 30.09: 10.00 – 18.30

Не работает 1 января, 1 мая, 25 декабря

Сайт

 

Стоимость билета:

9 евро

С жд билетом на поезда Intercité до Парижа – 7 евро

Бесплатно для лиц младше 18 лет

Принимается Paris Museum Pass

Скидка 20% с Paris Visite

Как добраться до Пантеона:

Метро: линия 10 станция Cardinal Lemoine

RER B до станции Luxembourg

Автобусы №№ 21, 27, 38, 82, 84, 85, 89

Пантеон – здание длиной в 110 м и шириной в 84 м. Его фасад украшен портиками с колоннами в коринфском стиле, над которыми возвышается треугольный фронтон скульптура Давида. На фронтоне представлены  Родина (в центре), дарующая Свободу и защищающая Науки, представленные разными учеными, писателями, художниками (справа), и Историю, представленную разными великими людьми Франции и выпускниками Политехнической школы (слева).

Здание в форме греческого креста венчается куполом высотой в 83 м с лантерной. Внутри Пантеон украшен художниками академической школы (Шаванном, Гро, Бонна, Кабанелем).

Основной архитектурный элемент постройки остается невидимым для глаз посетителей. Кажется, что у Пантеона только один купол, а на самом деле их три, выстроенных друг над другом:

— внешний купол из камня, покрытого свинцовыми полосками. Его установка была техническим чудом в те времена;

— изнутри можно увидеть купол с кессонами, открывающийся в центре через круглое отверстие. Этот нижний купол опирается на нижнюю часть барабана на уровне внешней колоннады;

— между предыдущими двумя куполами построен еще один – технический – в виде полу-яйца. Его задача – поддерживать каменную лантерну весом в 5 т. На внутренней части этого купола изображен «Апофеоз Святой Женевьевы» кисти Антуана Гро. Картину можно увидеть через круглое отверстие внутреннего купола. Этот купол состоит из 4 арок, распределяющих вес лантерны на опоры. Днем солнечный свет проходит через окна в верхней части барабана между двумя внешними куполами и освещает «Апофеоз».

Крипта Пантеона состоит из 4 галерей – по одной под каждым из разделов нефа. В крипту можно попасть из зала, украшенного дорическими колоннами. На данный момент в крипте покоятся 78 человек. Но ее возможности намного больше – там можно разместить до 300 человек.

Решение о строительстве храма было принято в 1744 г. королем Людовиком XV, который тяжело заболел и пообещал себе в случае выздоровления построить церковь, посвященную Святой Женевьеве. Он поправился, и было решено строить на месте разрушенного аббатства Сент-Женевьев. Многие архитекторы представили на конкурс свои проекты. Победителем стал Жак-Жермен Суффло.

Первый камень был торжественно заложен королем в 1764 г. Завершение строительства тормозились войной, смертью Суффло, финансовыми трудностями. Здание было закончено только в 1790 г., уже после революции.

Идея объединить останки великих людей под одной крышей возникла в 1791 г. после смерти писателя, философа, политика Мирабо. Национальная ассамблея поддержала это предложение. До 1793 г. здание переделывалось под новые нужды. С 1791 по 1793 гг. были проведены работы по укреплению Пантеона и многочисленные архитектурные, математические, инженерные экспертизы.

Во времена Первой империи с 1806 по 1830 гг. здание было отдано католикам и стало церковью Св. Женевьевы. Было предписано убрать все эмблемы и украшения, не имеющие отношения к католической вере. Могилы Вольтера и Руссо перенесли в места, недоступные посетителям. Рассказывают, что придворные Людовика XVIII спросили короля, не лучше ли вообще убрать Вольтера, известного своими антирелигиозными воззрениями, из церкви. На что тот ответил: «Оставьте его. Он достаточно наказан тем, что слушает мессы каждый день».

При режиме «Июльской монархии» церковь Св. Женевьевы снова стала пантеоном под названием «Храм славы». Давид Анжерский переделал фронтон, на нем снова появилась надпись «Великим людям от благодарной Родины» (« Aux grands hommes la patrie reconnaissante » ). С 1848 г. по 1851 г. (годы Второй республики) пантеон переименован в «Храм гуманизма».

Во Вторую империю (1851 – 1870 гг.) в здании снова функционирует католическая церковь.

И опять Республика – уже третья, и опять пересмотр назначения здания. В 1885 г. умирает Виктор Гюго. Власти окончательно решаются на упразднение церкви Св. Женевьевы и передачу здания под мавзолей. Отныне это место упокоения великих французов.

Пантеон – монумент, посвященный великим людям светской республики –  венчается христианским крестом. Впервые он появился на куполе в 1790 г., в конце строительства, и был установлен временно вместо ожидавшейся запланированной статуи Женевьевы. В 1791 г., когда церковь была трансформирована в мавзолей и ожидала прах Мирабо, крест был заменен на 9-метровую статую Клода Дежу «Молва» в виде женщины с трубой. В 1822 г. после инаугурации церкви на ее верху появился бронзовый позолоченный крест. В 1830 г. церковь становится пантеоном, крест снимается, на купол водружается знамя. В 1851 г. снова церковь, снова крест. В 1871 г. коммунары срезают поперечины креста и устанавливают красный флаг. Последние изменения датируются 1873 г., когда на верх купола ставят 4-метровый каменный крест весом в 1500 кг.

С Первой империи до Четвертой республики каждая власть хотела использовать это здание как утверждение своего видения государственности и демонстрацию своего отношения к религиозной власти. Элементы внешнего и внутреннего убранства – христианские, патриотические, республиканские, масонские, философские – являются отражением политических дебатов разных эпох. Например, надпись на фронтоне «Великим людям от благодарной Родины» 3 раза убиралась и затем восстанавливалась.

Пантеон и научные опыты

Именно в Пантеоне в середине 19 в. физик Леон Фуке проводил знаменитый эксперимент с маятником, чтобы доказать, что Земля вращается. Первые публичные демонстрации провели в 1851 г. А несколько десятилетий спустя Эжен Дюкрете осуществил первую во Франции радиосвязь, передав волны с Пантеона на Эйфелеву башню.

Экстерьер Пантеона

Фронтон

Последний фронтон, который мы можем видеть сегодня, сделан в 1831 – 1837 гг. скульптором Давидом Анжерским и называется «Родина раздает великим людям, гражданским и военным, короны, которые ей дает Свобода, в то время как История записывает их имена».

В 1837 г. скульптуру Нантёйю заказывают три барельефа под перистилем: над центральным входом размещается «Апофеоз героя, павшего за родину», окруженный «Науками и Искусствами» и «Магистратурой».

Над боковыми входами остались два барельефа революционной эпохи: слева – «Общественное образование» Жака-Филиппа Ле Сюёра; справа – «Патриотическая верность» Антуана-Дени Шоде.

Интерьер Пантеона

В начале Третьей республики политические власти страны заказали патриотическое оформление стен Пантеона. Были взяты две темы: жизнь Святой Женевьевы и история французских королей, политических и религиозных деятелей. Настенные росписи делались с 1874 по 1922 гг., в работе приняло участие более десятка художников.

Купол Пантеона расписан Антуаном Гро. Он получил заказ на работы в 1811 г. от Наполеона I, а закончил их только в 1824 г. За свой труд он получил звание барона. Медальоны под куполом выполнены Франсуа Жераром; на них изображены Слава, Смерть, Родина и Правосудие.

Скульптурная группа под названием «Национальное согласие» авторства Франсуа Сикара установлена в хорах на месте, где в церкви обычно бывает алтарь. Скульптуры были заказаны в 1913 г. к празднованию юбилея 1-й Республики. В центре национальное согласие представлено в виде молодой женщины во фригийском колпаке с опущенной шпагой. Слева – депутаты, клянущиеся в верности, протягивают руки к Согласию. Справа – солдаты, символизирующие республиканскую армию: два молодых барабанщика и пожилой пехотинец окружают офицера на лошади.

Над Согласием находится мозаика Эрнеста Эбера, собранная в 1875 – 1884 гг. Произведение называется «Христос, показывающий ангелу Франции судьбы его народа», на нем изображены Христос, ангел Франции, город Париж, Жанна д’Арк, Святая Женевьева.

На стенах центральных колонн можно увидеть почетные надписи, посвященные великим французам, которые покоятся не в Пантеоне: например, Антуану де Сент-Экзюпери, авиатору, писателю и поэту, Анри Бергсону, философу.

В крипте Пантеона захоронены знаменитые люди Франции: философ, историк, писатель Вольтер; философ Жан-Жак Руссо; президент Франции Карно; журналист, политик Жан Жорес; писатели Виктор Гюго, Эмиль Золя, Александр Дюма, ученые Бертело, Пьер и Мари Кюри…

Шпаргалка по Парижу

Экскурсии в Париже

Всё, что нужно, чтобы подготовиться к путешествию:

подборка полезных сервисов и сайтов для путешественника.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *