Пале-Рояль (Palais-Royal)

Пале-Рояль (Королевский дворец) – это архитектурный ансамбль из дворца, парка, галерей, театров на север от Лувра в 1 округе Парижа. Одно из значимых в истории Франции и парижской жизни мест. А сейчас очень приятное для прогулок место с красивым парком, старинной архитектурой и элементами современного искусства!

Дворец был построен кардиналом Ришелье в 1628 г. и сначала назывался Пале-Кардиналь (Кардинальским дворцом), в 1642 г. после смерти кардинала перешел по его завещанию королю Людовику XIII. Во время мятежей в Париже служил убежищем маленькому Людовику XIV. Тогда же стал называться Королевским дворцом.

В 1692 г. передан в удел Филиппу Орлеанскому. Будущий Филипп Эгалите в 1780 г. предпринял во дворце грандиозную перестройку под руководством архитектора Виктора Луи: сад был окружен единообразными сооружениями и галереями с кафе, ресторанами, игровыми салонами, которые в течение полувека стали модным местом светской жизни парижской знати. Их популярность сошла на «нет» после закрытия игровых домов в 1836 г.

В 1814 г. дворец возвращен герцогам Орлеанским; во времена Второй империи передан в распоряжение короля Жерома Наполеона. С 1871 г. во дворце располагаются различные административные службы Республики. Сегодня там находятся Государственный совет, Конституционный совет и министерство культуры.

Рядом с Пале-Рояль располагаются два из самых известных французских театров – Комеди Франсез и театр Пале-Руаяль.

Последняя достройка на территории Пале-Рояль датируется 1986 г. На главном дворе дворца установлены «Два плато» Даниэля Бюрена.

История Пале-Рояля

Кардинальский дворец

Кардинал Ришелье в 1624 г. покупает особняк Рамбуйе, выгодно расположенный недалеко от королевского Лувра. В 1633 г. королевский указ дает ему право на владение прилежащими землями, и тогда кардинал предпринимает значительные перестройки: под руководством архитектора Жака Лемерсье особняк превращается в настоящий дворец с шикарными покоями и театром, который еще долгое время останется самым красивым театром Парижа. На сегодняшний день от того дворца, сгоревшего в 1763 г., осталась только галерея Пру (galerie des Proues), украшенная рострами и якорями, напоминающими о должности интенданта навигации кардинала Ришелье.

Королевский дворец и Людовик XIV

По завещанию кардинала после его смерти дворец отошел к королю. Через год умирает и король, оставляя королем малолетнего сына Людовика XIV. Регентша – мать короля Анна Австрийская – переезжает из неудобного для жизни Лувра в кардинальский дворец. Здесь же есть сад, в котором могут играть дети – король и его брат. Кардинальский дворец становится Королевским.

Здесь восьмилетний король переживет самые страшные моменты своей жизни, которые наложат отпечаток на всю последующую жизнь и предопределят его нелюбовь к Парижу и переезд в Версаль. Мятежи Фронды вынудят королевскую семью в спешке бежать из дворца.

В 1692 г. король отдаст Пале-Рояль своему брату, Филиппу Орлеанскому.

Золотой век Пале-Рояль: эпоха Регентства

После смерти Людовика XIV его единственным наследником оказался правнук – пятилетний Людовик XV. Регентом до его совершеннолетия в 1715 – 1723 гг. был назначен племянник Людовика XIV, Филипп, герцог Орлеанский. Пале-Рояль становится в это время центром политический и культурной жизни страны, отодвигая Версаль на второй план.

Филипп Орлеанский переделывает дворец, его совершенствованием занимается архитектор Оппенор, один из основателей стиля рококо.  Дворец того времени состоит из больших покоев, столовой, парадной комнаты, большого кабинета, где принимаются послы, малых покоев регента, покоев герцогини Орлеанской. Галерея Энея, расписанная Антуаном Койпелем, с 14 большими композициями, изображающими сцены из Энеиды Вергилия, считалась одной из главных достопримечательностей французской столицы.

Филипп Орлеанский был большим ценителем искусства, меценатом. Он собирает в Пале-Рояль значительную коллекцию живописи, вторую по ценности после королевской, насчитывающую более чем 500 произведений знаменитых художников. Эта коллекция будет продана в 1788 г. его потомком Филиппом Эгалите.

Официальные и очень шикарные приемы проходят в Пале-Рояль. В то время Опера располагается прямо во дворце. Зимой во дворце даются балы три раза в неделю. Регент развлекается там инкогнито; на празднествах обязательно ношение маски.

Пле-Рояль в 1739

После смерти регента дворец живет спокойной жизнью. Единственное, что предпринимает его наследник, — это реставрация садов. Парк открывают для публики, но для плохо одетых и для прислуги в ливреях вход туда запрещен. Он становится любимым местом для прогулок парижан. Опера, где Сервандони декорирует залы, была местом встреч высшего общества. Она сгорела в 1763 г., пожар затронул и часть дворца. Под давлением герцога Орлеанского король приказал реконструировать Оперу на том же месте. Новая Опера открылась в 1770 г., став шедевром архитектора Глюка, но также сгорела в 1781 г.

Большие перестройки герцога Шартрского

1780 год стал переворотным в истории Палэ-Рояль: он стал выглядеть так, каким мы его знаем в наши дни. Правнук регента Луи-Филипп-Жозеф Орлеанский, герцог Шартрский (который после смерти отца станет называться герцогом Орлеанским в 1785 г., а во времена Революции Филиппом Эгалите) станет полноправным владельцем Пале-Рояль. Постоянно в долгах, он будет выправлять свое финансовое положение путем спекуляций с недвижимостью – делением периметра сада, сдачей в аренду коммерсантам первых этажей, превращением дворца в центр развлечений для всего Парижа.

В 1781 г. он получает разрешение на работы от своего кузена короля Людовика XVI. 72 владельца домов по соседству, опротестовавшие это решение, не были услышаны. Архитектором работ был приглашен известный в те времена Виктор Луи.

На фасаде, выходящем в парк, Виктор Луи выстраивает 180 аркад, разделенных коринфскими пилястрами и освещенных 188 фонарями, подвешенными под сводами. Каждый дом состоит из первого этажа и антресоли, с которой идет вход в галерею, — этажа для благородных; второго этажа, победнее, и третьего с чердаками, предназначенными для прислуги и наполовину скрытыми балюстрадой с вазами.

Герцог был убежден в необходимости зрительного зала около своего дворца. Однако ему не удалось добиться строительства новой Оперы. Поэтому он заказывает Виктору Луи возведение нового театра – сегодняшней Комеди Франсез на юго-западе своей территории. К тому времени архитектор на севере от галереи Монпансье уже построил небольшой театр, предназначенный для марионеток одного из сыновей герцога, в дальнейшем он станет театром Монтансье, затем театром Пале-Рояль.

Для привлечения публики герцог в 1787 г. строит также цирк Пале-Рояль в центре парка для проведения конных скачек. Виктор Луи возводит здание из 72 ионических колонн 100 м длиной и 16,5 м шириной, частично его помещения находились под землей (на глубине 4,30 м), чтобы не портить вид на галереи. 40 бутиков располагались полностью под землей, явившись предвестником наших торговых центров. Строение положительно воспринялось современниками, высоко оценившими его красивую и оригинальную архитектуру. Финансовые проблемы, однако, вынудили герцога сдать в аренду это здание, там расположились чайный салон и оркестр. Позднее оно сгорело в 1798 г.

Герцог Шартрский изменил Париж. Пале-Рояль стал торгово-развлекательным центром столицы. 180 бутиков привлекали толпы посетителей; в саду для гуляющих установили стулья в три ряда.

На реализацию планов герцога в реальности потребовалось гораздо больше финансов, чем было запланировано. Чтобы найти деньги, герцог продал часть построенных зданий, затем свой замок Сен-Клу и коллекцию живописи, собранную регентом. Герцог ждал прибыли, но разразившаяся революция не дала осуществиться его надеждам.

С четвертой стороны периметра должен был быть закончен сам дворец. Но из-за нехватки денег в конце концов в 1785 г. там построили деревянные бутики, сданные в аренду. Эту деревянную галерею назвали «Татарским лагерем».

Пале-Рояль от Революции до Реставрации

Многие события, произошедшие во время Французской революции, связаны с Пале-Рояль. Например, дворец можно считать местом начала Великой французской революции. 12 июля 1789 г. в саду дворца сошлись тысячи человек, взволнованных отставкой Неккера. Камиль Демулен, один из ораторов, призвал парижан к восстанию. Мятежники в знак присоединения прикрепляли на свои шляпы листья с деревьев дворцового парка. Толпа двинулась по городу с бюстами Неккера, но была остановлена кавалерией. Начались стычки с армией. В итоге разъяренные горожане взяли Бастилию, что стало началом первой французской революции.

После падения монархии 10 августа 1792 г. герцог Орлеанский берет имя Эгалите и Пале-Рояль становится Пале-Эгалите. 2 апреля 1793 г. герцога вместе с младшим сыном арестовывают.

6 ноября, в день казни Филиппа-Эгалите дворец передается в управление государства. Парадный двор по кусочкам сдается рестораторам и арендаторам. Несмотря на желание Робеспьера «оздоровить» район, игры и проституция по-прежнему процветают.

После падения Робеспьера Пале-Эгалите становится прибежищем оппозиции Конвента. Директория желает продать дворец, но Совет пятисот отказывает: мебель продается, а дворец сдается многочисленным жильцам, которые его дробят и портят интерьеры.

15 декабря 1798 г. пожар уничтожает цирк.

В 1800 г. Наполеон размещает во дворце законодательную ассамблею, созданную по Конституции 7 года (распущена в 1807 г.). На первом этаже центрального здания, выходящего на парадный двор, размещается биржа (до 1816 г.). Многочисленные проекты по открытию в стенах дворца различных административных служб, дворца искусств, дворца праздников, резиденции принца из-за нехватки средств и желания остаются нереализованными.

Пале-Рояль в 1800 г.

Дворец был восстановлен при сыне Филиппа Эгалите, будущем короле Луи-Филиппе, в 1814 г. Восстановления проходили под руководством архитектора Фонтена и стоили огромных денег. Внутри были обустроены шикарные апартаменты для герцога и его многочисленной семьи, а также комнаты для придворных и персонала. Снаружи были построены:

  • Двор Немур (сегодня это переделанная и увеличенная площадь Колет), окруженный портиками, образующими крытую галерею и сообщающимися с парадным двором сводчатым проходом. Две ветки галереи были одинакового размера и шли до улицы Сент-Оноре. Сводчатый переход и одна из веток существуют по сей день.
  • Перистиль и павильон Монпансье.
  • Павильон Валуа.
  • Великолепная Орлеанская галерея  вместо разрушающейся Деревянной галереи и бывшего Татарского лагеря, уничтоженного пожаром. Она была закончена в 1829 г. и со стороны двора, и со стороны сада представляет единообразную череду дорических колонн, несущих горизонтальный бордюр, таким образом образуя два крытых променада. Центральная часть была покрыта стеклянным сводом. 40 новых бутиков имели витрины с выходом на пассаж и  с выходом на внешнюю сторону ансамбля. Это была самая широкая и самая освещенная торговая галерея того времени.

В этом дворце, ставшем местом постоянной стройки, герцог Орлеанский вел тихий образ жизни. В 1831 г. он стал королем и уехал из Пале-Рояль в Тюильри. В течение 16 лет (1832-1848) дворец пустовал.

Полвека расцвета Пале-Рояль (1780-1830)

Пале-Рояль в 1791 г.

«Всё, что возможно найти в Париже, есть в Пале-Рояль», — писал наш соотечественник, историк Николай Карамзин в 1790 г. «Париж – столица Франции, Пале-Рояль – столица Парижа», — а это слова французского писателя Ламот-Лангона. Пале-Рояль стал, как бы мы его назвали сейчас, must see для путешественников и провинциалов. И, действительно, казалось бы, закрытое со всех сторон и сообщающееся с внешним миром только галереями место, а найти здесь можно было все возможные в те времена товары и развлечения:

  • Спектакли

История театра Комеди-Франсез началась в Пале-Рояль в новом театре, построенном Виктором Луи (1791 г.). А с другой стороны – еще один театр, театр Монтасье, переделанный тем же Луи, насчитывал до 1300 мест на трех уровнях.

Кроме этих двух «гигантов» в Пале-Рояль постоянно работали театры помельче: театр теней, марионеток и пр. Была популярна выставка восковых фигур, представляющих знаменитостей эпохи. В саду ежедневно в ожидании пальбы из пушки в полдень собиралась сотня-другая людей.

  • Рестораны и кафе

Считается, что именно здесь при Старом режиме зародились рестораны в современном их виде – с обслуживанием по меню и индивидуальными столиками. Они стали множится в новых галереях Виктора Луи. Там были и рестораны, имеющие европейское реноме (Very, Véfour, les Frères provençaux), и заведения поскромнее. Также было много кафе, самые знаменитые – кафе «Тысяча колонн» (Mille Colonnes), открытое в 1807 г., кафе «Фуа», перед которым Камиль Демулен крикнул свое известное «К оружию!», кафе «Лямблэн», где любили проводить время офицеры времен империи, кафе «Валуа», посещаемое роялистами, кафе «Ротонда», получившее разрешение на строительство в саду настоящей ротонды, под которой сидели его клиенты, кафе «Слепых» — кафе-погребок, где играл оркестр слепых музыкантов, кафе «Коррацца», где собирались якобинцы, сюда же ходил Наполеон Бонапарт, кафе «Борель», привлекавшее своим хозяином-чревовещателем.

  • Бутики

Плотность магазинчиков в этом месте была поражающая – около 400. Продавали всё и для всех. Здесь находились и магазины предметов роскоши, особенно ювелирных изделий и часов, но также портные, продуктовые лавки, три читальных зала и даже баня.

Размещение в Пале-Рояль биржи привело сюда людей, имеющих деньги и готовых потратить на месте часть своей прибыли, а вместе с ними пришли клерки, менялы и ломбарды.

  • Игры

Пале-Рояль в эти времена – это огромное казино, состоящее из множества игорных залов, клубов. В одном из них был стол, который называли «золотым», т.к. ставки за ним принимались только в золотых монетах или банковских билетах.

  • Проституция

Все эти массы денег, находящиеся в постоянном движении, привлекали теневой рынок, в том числе и девиц легкого поведения. По вечерам с верхних этажей в сад в охоте за клиентами спускались батальоны девиц. Это также были постоянные посетительницы кафе-погребков, модных во времена Первой империи и в первые годы Реставрации.

Запрет на игры в Пале-Рояль был принят в 1830 г, залы закрылись лишь в 1836 г. Театры и спектакли обосновались в других местах. Пришел конец «золотого века» Пале-Рояля.

Пале-Рояль 1845-1900 гг.

В 1845 г. с восточной стороны Пале-Рояль открывается театр магии.

Сам дворец становится жертвой революции 1848 г., свергнувшей короля Луи-Филиппа. Дворец разграблен, картины сожжены или испорчены, мебель и предметы искусства выброшены из окон. Здание вновь передано в государственную собственность. Теперь оно называется Пале-Насьональ.

Луи-Наполеон Бонапарт, президент республики, хочет посвятить дворец искусству. Там даже проводят два салона в 1850 и 1852 гг. во временно построенном зале в центре парадного двора. Став императором, Луи отдает дворец Жерому Бонапарту, последнему из живых братьев Наполеона, который живет здесь 8 лет до своей смерти. Его сын, принц Наполеон по прозвищу Плон-Плон, сначала живет в крыле Немур, после свадьбы и смерти отца переходит в крыло Валуа.

Покои, декорированные Фонтеном для герцогов Орлеанских, были сохранены, кроме тех, что выходили на парадный двор и были переделаны архитектором Шабролем в длинную череду салонов, известных под именем «Праздничная галерея». Принц, находящийся в оппозиции императору, часто принимает у себя либералов. В крыле Монпансье располагается министерство колоний.

Начавшиеся работы по благоустройству города (прокладка проспекта Оперы) привели к переделке в 1860 г. площади Французского театра (будущей площади Колет) и разрушению части двора Немур. Здание Комеди-Франсез приняло вид, знакомый нам сейчас, а Шаброль принялся за реставрацию интерьеров. Был установлен новый потолок. А в 1880 г. архитектору Полю Седий поручен капитальный ремонт театра.

В мае 1871 г. по распоряжению Коммуны дворец приговорен к сожжению. Три здания подожгли, но огонь был сбит усилиями соседей и служащих Банка Франции. Серьезно успели пострадать только правое крыло входного двора и этажи центрального здания. Все было восстановлено Шабролем в 1872-1874 гг. В Пале-Рояль поселили Государственный совет и Счетную палату. В 1900 г. в Орлеанскую галерею въезжает Центральное управление колоний.

Пале-Рояль с 1900 г. до наших дней

Единственная важная трансформация, произошедшая с комплексом в это время, это переделка Орлеанской галереи в 1933 г. С декоративными целями она была уменьшена до боковых портиков; бутики и стеклянное покрытие снесены, тем самым во дворце стало светлее и свободнее.

Торговля в галереях в 20 в. приходила в упадок, но в начале 21 в. опять стала иметь успех. Самым старинным магазином сейчас является бутик декора (Bacqueville, « le duc de Chartres »); он на этом месте со времен Реставрации и стал уже одним из символов Пале-Рояля.

В 1959 г. в крыле Монпансье расположился Конституционный совет, созданный по Конституции 1958 г., а в крыле Валуа – новое министерство культуры.

В зданиях, принадлежащих комплексу, жили такие французские знаменитости, как актриса и писательница Колет и поэт, художник, драматург Жан Кокто.

По инициативе министерства культуры в 1985 г. на парадном дворе появилось произведение современного искусства – колонны Бюрена. Как обычно, новое и оригинальное принесло споры в общество. Сейчас эти колонны составляют часть туристического Парижа. Эта инсталляция состоит из множества разноуровневых мраморных колонн в черно-белую вертикальную полоску, таких «пенёчков» посреди двора старинного королевского дворца, а также подземного фонтана и световых иллюминаций. Композиция называется «Два плато».

В течение последних лет части дворца планомерно реконструируются.

В июне 2015 г. Пале-Рояль был выбран местом для «ужина в белом», который ежегодно проводится в каком-нибудь публичном месте.

Шпаргалка по Парижу

Всё, что нужно, чтобы подготовиться к путешествию:

подборка полезных сервисов и сайтов для путешественника

Google+

  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
Запись опубликована в рубрике Места, Париж с метками , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.