Замок Шенонсо (Chenonceau)

Шенонсо – один из самых известных и красивых замков Луары. Его строительством и убранством занимались женщины: он был построен в 1513 г. Катериной Брисоне, местной аристократкой, украшен Дианой Пуатье, фавориткой короля Генриха II, расширен Катериной Медичи, королевой Франции, сохранен от разорения в годы Французской революции Луизой Дюпэн. Из-за большого количества женского внимания и покровительства этот замок стали называть «женским замком».

В настоящее время замок находится в частной собственности семьи Менье, но открыт для посещения туристов. Это самое посещаемое во Франции частное владение.

Замок входит в список исторических памятников Франции. Вместе с другими замками из долины реки Луары включен в список мирового наследия ЮНЕСКО.

 

Практическая информация по посещению замка Шенонсо

  • Как доехать до замка Шенонсо

— на машине по шоссе А10 (направление Blois или Amboise);

— на поезде из Парижа с вокзала Монпарнас до станции Saint-Pierre-des-Corps (Tours), затем на электричке до Chenonceau (в дороге 1,5 — 2 ч., билеты от 22 евро). Узнать расписание поездов, стоимость билетов; купить билет онлайн;

— ближайший аэропорт расположен в Париже.

  • Режим работы замка Шенонсо

1 — 5 января: 9:30 – 17:30
6 февраля — 3 апреля: 9:00 – 16:30
4 апреля – 29 мая: 9:00 – 17:30
30 мая – 3 июля: 9:00 – 18:00
4 июля – 21 августа: 9:00 – 19:30
22 августа – 27 сентября: 9:00 – 18:30
28 сентября – 1 ноября: 9:00 – 17:30
2 ноября – 18 декабря: 9:30 – 16:30
19 декабря – 31 декабря: 9:30 – 17:30
Замок открыт для посещения круглый год.
Закрытие в 19:00 в следующие выходные: на Пасху, 1 — 3 мая, 8 — 10 мая, на Вознесение.

  • Стоимость билета в замок Шенонсо

Тарифы проверены 10 февраля 2020 г.

Замок + брошюра (есть на русском языке) + сады + галереи

  • Для взрослых – 15 евро
  • Для детей 7-18 лет – 12 евро
  • Для студентов (по предъявлению документа) 18-27 лет – 12 евро
  • Дети до 7 лет бесплатно

Замок + аудиогид (есть на русском языке) + сады + галереи

  • Для взрослых – 19 евро
  • Для детей 7-18 лет – 15,50 евро
  • Для студентов (по предъявлению документа) 18-27 лет – 15,50 евро
  • Дети до 7 лет бесплатно

 

История строительства замка Шенонсо

 

Первый замок, построенный в Шенонсо, датируется 13 в. В те времена он принадлежал семье Марк. Основная задача замка – контроль за проходом по реке Шер. По реке в ту эпоху активно переправляли лес, стройматериалы, соль, вино, зерно. Во время Столетней войны Марки встали на сторону англичан, поэтому войска французского короля нанесли разрушения их владениям, замок был сожжен и стерт с лица земли. Впоследствии Марки получили разрешение французского короля Карла VII на реконструкцию замка, и он был возведен на новом месте. От этого замка до наших дней осталась только юго-западная башня, известная под именем «башня Марков». За замком на берегу Шера была построена мельница.

Серьезные финансовые затруднения вынудили Марков продать свои владения Томасу Бойе, именитому финансисту и государственному служащему той эпохи. Томас Бойе вместе со своей женой Катериной Брисоне принялись за переустройство владений: старый замок сносится, бывшая платформа замка остается, но становится лишь местом для эспланады, ведущей к новому зданию замка. А новый замок строится на месте бывшей мельницы. Работы длятся с 1513 по 1521 гг. в основном под руководством Катерины.

После смерти Томаса Бойе раскрываются его финансовые махинации. Король Франциск I накладывает на его наследников огромные штрафы, последние вынуждены отдать Шенонсо в счет их погашения. Так замок переходит в королевскую собственность.

Франциск I, однако, не интересуется Шенонсо: никаких реконструкций, ремонтов, декораций. Ему больше по душе другие замки – Шамбор, Фонтенбло, Вилье-Котрэ. В 1547 г. Франциск I умирает, а уже через три месяца после его смерти молодой король Генрих II дарит Шенонсо своей фаворитке Диане де Пуатье.

Диана Пуатье разбивает на правом берегу Шера сад, который отныне носит ее имя. Она поручает модному в те времена архитектору Филиберу Делорму построить мост, соединяющий замок с левым берегом, чтобы там тоже создать сады.

После нелепой смерти короля Генриха II на рыцарском турнире его вдова, Катерина Медичи, вынуждает Диану Пуатье отдать замок в королевское пользование. Взамен ей предоставили замок Шомон-на-Луаре между Блуа и Амбуазом.

Катерина Медичи взялась за украшение своей резиденции на берегах Шера. Создаются новые сады и фонтан. Королевский архитектор Жан Бюлан пристраивает к замку трехэтажное здание. Оно лишает света некоторые помещения замка, поэтому переделки предпринимаются и в нем: делаются новые окна. На мосту Дианы выстраивают одну над другой две галереи, ставшие самыми уникальными приемными в мире.

В 1589 г. замок переходит во владение Луизы Лотарингской, вдовы короля Генриха III (сына Катерины Медичи). Луиза не смогла оправиться от смерти супруга и сделала из замка место траура. Она носит белые одежды – цвет королевского траура и получает прозвище «Белая королева». Но в замке доминирует черный. Шенонсо покрывается мрачными мотивами. В своей комнате на третьем этаже Луиза перетягивает стены в черный, элементы декора – слезы и кости. Это траурное оформление остается в замке в течение целого века.

Катерина Медичи оставила своим наследникам огромные долги. Ее кредиторы были вынуждены обратиться в суд, который обязал долги выплатить. Так Шенонсо был выставлен на продажу. А на сцену борьбы за замок ступила фаворитка короля Генриха IV Габриэлла д’Эстре. Ей удалось провернуть несколько операций, вследствие которых Луиза Лотарингская передала права владения замком своей племяннице Франсуазе Лотарингской, а ту, в свою очередь, сосватали за Сезара Вандомского, незаконнорожденного сына Генриха IV и Габриэллы д’Эстре. После смерти Луизы в 1601 г. замок стал принадлежать этой паре, но фактически в нем проживала мать Франсуазы Мария Люксембургская. Мария провела в замки несколько лет и занималась его ремонтом и обустройством. В то же время, следуя завещанию Луизы Лотарингской, она должна была построить монастырь капуцинок. Пока монастырь строился, двенадцать монахинь этого ордена проживали в Шенонсо.

После смерти Марии Люксембургкой замок отошел ее зятю, Сезару Вандомскому. В 1650 г. Шенонсо посетил Людовик XIV.

В 1733 г. Шенонсо был продан принцами королевской крови финансисту Клоду Дюпену. Клод и его супруга многое изменили в своем новом владении и вложили в него немало денег. При них замок, почти сто лет находящийся в запустении, обрел бывший лоск. Потомки Дюпенов во время революции были вынуждены давать отпор новым властям, которые под предлогом того, что замок когда-то был королевской собственностью, хотели конфисковать его в пользу государства.

В 1840 г. был составлен первый список исторических памятников Франции, и Шенонсо попал в него вместе с замками Шомон, Блуа, Шамбор, Амбуаз, Боргар и Шинон.

Семья Менье, чьи потомки являются владельцами Шенонсо сейчас, приобрела замок на публичных торгах в 1913 г. Генрих Менье был крупным промышленником.

Около замка

Широкая аллея, ведущая к замку, засажена платанами на протяжении почти 1 км. Справа от аллеи находится ферма 17 в., справа – лабиринт и кариатиды. Пара сфинксов 18 в. установлена на подходе к замку.

На переднем дворе расположены здание с куполами и музей восковых фигур. Слева – канцелярия, построенная в 16 в. и ведущая к Саду Дианы.

Галерея здания с куполами посвящена военному госпиталю, который располагался там в Первую мировую войну.

Ферма 16 в. – это комплекс, состоящий из конюшен Катерины Медичи, огорода и цветочного ателье, где и сейчас работаю флористы, украшающие замок. На огороде выращивают многочисленные виды овощей и другие растения, в том числе розы. Внутри фермы располагается галерея повозок и карет 18-19 вв.

Напротив зеленого сада находится оранжерея, где раньше выращивали апельсины и лимоны. Сейчас это чайный салон и ресторан.

Сады Шенонсо

В Шенонсо два основных сада: сад Дианы Пуатье и сад Катерины Медичи. Сады Дианы начинаются за канцелярией. В их центре установлен фонтан. Сады защищены от разливов реки рядом земляных террас, на которых есть панорамные точки с видом на цветочные газоны и замок.

Сады Катерины разбиты вокруг центрального пруда и расположены напротив западного крыла замка.

На цветочное оформление садов, обновляемых каждую весну и лето, уходит 130 тыс. растений.

 

Зеленый сад – сад, разбитый по рисункам лорда Сэймура в 1825 г. для графини Валэ Вильнёф, которая пожелала парк на английский манер. Этот сад находится на севере от садов Катерины. Речь идет о зоне, засаженной различными деревьями: платанами, голубыми кедрами, испанскими елями, каштанами, секвойями, орешником, дубами и пр.

Лабиринт был создан по желанию Катерины Медичи в итальянском стиле, состоит из 2000 тисов. В центре установлен павильон со статуей Венеры наверху.

Архитектура замка Шенонсо

Замок состоит из двух частей: средневекового донжона, возведенного на правом берегу Шера и переделанного в 16 в. и здания в стиле Ренессанс, построенного над рекой и представляющего основу замка.

Башня Марков

Это единственное, что осталось от средневекового замка семьи Марков. Она состоит из круглой башни – бывшего донжона – и башенки с лестницей.

Замок

Это почти квадратное здание (22 на 23 м) в три этажа, построенное на мощных сваях бывшей мельницы, когда-то расположенной на этом месте.

За входом в замок находится центральный вестибюль, из которого можно выйти в четыре помещения: Гвардейский зал, через который можно пройти к часовне, комнату Дианы Пуатье и рабочий кабинет Катерины Медичи. С другой стороны – комната Франциска 1, салон Людовика XIV и лестница, которая ведет на кухни, расположенные на цокольном этаже. В конце вестибюля – выход во внутреннюю галерею.

На втором этаже расположен «вестибюль Катерины Брисоне», вокруг которого находятся четыре комнаты: «спальня пяти королев», «спальня Катерины Медичи» (над ее зеленым кабинетом), спальня Сезара Вандомского и спальня Габриэллы д’Эстре (фаворитки Генриха IV).

На третьем этаже кроме вестибюля можно зайти только в одну комнату – спальню Луизы Лотарингской.

Гвардейский зал

Над входной дубовой дверью 16 в. посетитель увидит под обличием Святой Екатерины и Святого Фомы старых владельцев замка и их девиз: «S’il vient à point, me souviendra» (досл. «Если он дойдет до точки, вспомнит меня»). На балках потолка различимы переплетённые буквы С Катерины Медичи. Пол частично покрыт полихромной фаянсовой плиткой конца 19 в. – копией напольного покрытия 16 в. в церкви Бру (Brou). Стены украшены фландрийскими гобеленами 16 в., изображающими сцены из жизни замка, сватовство или охоту.

Часовня

В часовню можно попасть через Гвардейский зал. На дубовой двери изображены Христос и Святой Фома и написаны цитаты из Евангелия от Иоанна «Протяни палец свой сюда» и «Ты мой Господин и мой Бог».

Витражи, разбитые в 1944 г., заменены в 1954 г. Максом Инграндом.

В 1890 г. керамист Эдуард Ависо изготовил для замка барельеф «Дева Мария с рыбками».

На стенах – религиозная живопись. И надписи на старошотландском – загадочные граффити, оставленные неизвестными гостями замка времен Дианы Пуатье.

Покои Дианы Пуатье

На камине Жана Гужона и потолке видны переплетенные инициалы  Генриха II и Катерины Медичи. Однако переплетение букв  H и C образуют еще и букву D – Диана. Из мебели здесь установлены кровать с балдахином 17 в., кожаное кресло. На камине – портрет Катерины Медичи, написанный в 19 в.

Слева от окна – «Богоматерь с младенцем» Мурилло. Справа от камина – «Христос, лишенный одежд» — полотно Рибалта, представителя итальянской школы 17 в. В книжном шкафу под этой картиной хранится архив замка.

На стенах висят два фландрийских гобелена 16 в.: «Триумф Силы», поднимающейся на повозку, запряженную двумя львами, в окружении сцен из Ветхого Завета; и «Триумф Милосердия» с сердцем в руках и в окружении сцен из Библии.

Зеленый кабинет

Это рабочий кабинет Катерины Медичи. На потолке – переплетенные буквы С. В этой комнате вывешены брюссельские гобелены. Первоначальный зеленый цвет вылинял и перешел в голубой. Тема гобелена навеяна открытием Америк: на нем изображены экзотические фауна и флора – перуанские фазаны, ананасы, орхидеи, гранаты, неизвестные в Европе растения.

С двух сторон от двери стоят итальянские секретеры. На стенах – коллекция картин.

Библиотека

Это небольшая библиотека Катерины Медичи с окнами на Шер. Деревянный потолок с кессонами 1525 г. в итальянском стиле – один из первых образцов подобного потолка во Франции.

Галерея первого этажа

Это помещение длиной 60 м, шириной 6 м с 18 окнами, плиточным полом и балочным потолком служило бальной залой. Первый прием здесь был устроен в 1577 г. Катериной Медичи и ее сыном Генрихом III. С каждой стороны галереи установлен камин в стиле Ренессанс, один из них – не более чем муляж, скрывающий южную дверь, ведущую к левому берегу Шера.

Покои Франциска I

В этой комнате находится самый красивый камин замка. Из мебели: три жертвенника 15 в. и инкрустированный эмалью и слоновой костью итальянский секретер 16 в., подаренный Франциску и Марии Стюарт на свадьбу.

На стенах – портреты Дианы Пуатье в образе охотницы Дианы художника Ле Приматиса, полотна Мирвельта, автопортрет Ван Дэйка и др.

Салон Людовика XIV

Салон, обитый красным, хранит память о пребывании в замке Людовика XIV в 1650 г. Камин украшен саламандрой и горностаем – знаками Франциска I и Клод Французской. В салоне развешаны портреты 17-18 вв.

Лестница

Лестница замка – одна из первых прямых лестниц,  построенных во Франции по итальянскому образцу. Над ней возвышается «ползучий» свод с нервюрами. Кессоны украшены человеческими лицами, фруктами и цветами. С лестницы можно выйти на две лоджии с балюстрадами; над одной из них можно увидеть медальон с бюстом женщины с развевающимися волосами – общепринятый символ безумия.

Кухни цокольного этажа

Кухни были обустроены на сваях бывшей мельницы, стоявшей на месте замка. Они состоят из нескольких помещений. К ним прилегает пристань, к которой напрямую поставляли продукты.

Покои Пяти королев

Названы так в честь двух дочерей и трех снох Катерины Медичи: королевы Марго, Елизаветы Французской, Марии Стюарт, Елизаветы Австрийской и Луизы Лотарингской.

На потолочных кессонах 16 в. изображены гербы всех пяти королев.

Кабинет эстампов

В этих маленьких апартаментах собрана коллекция рисунков и эстампов с изображением замка от 1560 г. до 19 в.

Галерея второго этажа

Во времена Катерины Медичи эта галерея была разделена на комнаты для прислуги. В наше время в галерее устраиваются выставки современного искусства.

Покои Луизы Лотарингской

В этой комнате отражен траур жены Генриха III: черный цвет доминирует в обшивке стен, мрачная живопись, религиозные декорации, подразумевающие траур. После смерти мужа Луиза жила в окружении монахинь и всегда одевалась в белое, как того требовала традиция для вдовы французского короля. Из-за этого она получила прозвище «Белая королева». 

Еще больше информации в путеводителе по Шенонсо

Всё, что нужно, чтобы подготовиться к путешествию:

подборка полезных сервисов и сайтов для путешественника.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *