Замок Шамбор (Chambord)

Шамбор – французский замок, расположенный в коммуне Шамбор департамента Луар-е-Шер (Loir-et-Cher) в регионе Центр – Долина Луары. Построен в окружении самого большого закрытого лесного парка Европы (около 50 квадратных км, огороженных стеной длиной 32 км). Это самый большой из замков Луары. Его сад и парк для охоты являются историческими памятниками.

История замка Шамбор

Первоначально эта земля принадлежала графам де Блуа. Здесь они построили феодальный замок, который в 1397 г. вместе со всеми графскими владениями перешел герцогам Орлеанским. В 1498 г. Луи Орлеанский стал королем Франции Людовиком XII, и земля вместе с маленьким укрепленным замком оказались во владениях французского королевского дома. Замок, который мы видим сейчас, был построен в 16 в. под непосредственным руководством французского короля Франциска I.

В 1516 г. Франциск I, король Франции с 1515 г., одержал блестящую победу над миланским герцогом у города Мариньяно. Там, в Италии, молодой король увидел произведения итальянского Возрождения, был впечатлен ими и решил способствовать распространению идей Ренессанса у себя на родине. Там же Франциск познакомился с великим Леонардо да Винчи, предложил ему переехать во Францию, и с тех пор до самой смерти Леонардо был придворным архитектором короля.

Под впечатлением от своей победы Франциск захотел увековечить успех строительством замка посреди изобилующего дичью леса Шамбор. Замысел короля заключался в том, чтобы построить с учетом новейших изысканий гуманистов и архитекторов новый город Роморантэн, который стал бы новой столицей государства, и большой замок в неоплатоновском стиле в Шамборе. В частности, проект основывался на разработанных Альберти принципах архитектуры Ренессанса: геометрии, математических расчетах и ритмичности.

Официальная дата рождения Шамбора – 6 сентября 1519 г. С того дня в Шамборе разворачивается масштабная стройка. Сначала замок должен был стать просто охотничьей резиденцией: примитивный план предлагал только донжон посреди огороженной прямоугольной крепостной стеной площади. Донжон по плану на каждом этаже украшался 4 круглыми башнями и 4 залами, образующими крест. Это новое «чудо света» должно было увековечить имя создателя – Франциска I, «принца-архитектора». Развитие планов не сохранилось в архивах, но, возможно, Леонардо да Винчи, обустроившийся неподалеку в Амбуазе в конце 1516 г., принимал в них участие, так же как и архитектор Доменико Барнаби да Кортона.

Строительство началось с разрушения множества построек, среди которых старый замок графов де Блуа и городская церковь, и возведения фундамента квадратного донжона, окруженного 4 башнями. В 1526 г. король изменяет свой план, присоединив к первоначальному донжону два боковых крыла, в одном из которых должны были находиться его покои. На стройке работало 1800 рабочих.

Донжон был уже закончен, когда в 1539 г. замок посетил император Св. Римской империи Карл Кэн, большой соперник Франциска. Для императорского кортежа устроили бал, залы замка были украшены цветами.

Королевское крыло было завершено в 1544 г. Внешняя  галерея с аркадами и спиральной лестницей пристроены к 1545 г. Франциск умер в 1547 г., проведя в замке в общей сложности 72 дня.

Работы по постройке крыла с часовней продолжились при правлении Генриха II, но были прерваны после его смерти в 1559 г. В последующий период королевское присутствие в замке становилось все более редким, хотя здание продолжало вызывать восторги его посетителей. Косметические работы были предприняты в 1566 г. Карлом IX, но Шамбор уже не представлял интереса для двора, т.к. был слишком удален от мест его обычного пребывания в ту эпоху. Генрих III, Генрих IV там не бывали. Людовик XIII останавливался в замке лишь 2 раза.

С 1639 г. замок занят сосланным братом короля Гастоном Орлеанским. Он получил в удел графство Блуа в 1626 г. и предпринял реставрационные работы в замке и обустройство парковой зоны. Но часовня до тех пор оставалась без крыши.

Шамбор был достроен лишь при правлении Людовика XIV. Король-Солнце понял символический смысл Шамбора – символ могущества королевской власти в камне и во времени. Архитектор Жюль Ардуэн-Мансар в 1680-1686 гг. заканчивает западное крыло, часовню, нижнюю крепостную стену с помещениями для проживания прислуги. Людовик XIV несколько раз был в Шамборе, иногда в сопровождении трупы Мольера, которая давала в замке представления. Но после появления Версаля Людовик в Шамбор больше не приезжает.

Король Людовик XV размещает в замке своего тестя, Станисласа Лещинского, польского короля, бывшего в изгнании в 1725 – 1733 гг. После его отъезда Шамборский замок остается необитаемым в течение нескольких лет, пока, наконец, в 1745 г. Людовик XV не отдает его в управление маршалу Саксонскому. Маршал строит там казармы для своего полка и живет в нем до самой смерти в 1750 г. Череда управляющих проходит через замок затем.

Во время Французской революции жители соседних деревень грабят замок и его владения: срубаются деревья, уничтожаются животные, в садах пасут скот. Грабеж достигает таких масштабов, что правительство отправляет армию для восстановления порядка. В 1792 г. революционное правительство продает уцелевшую мебель.

При Наполеоне в замок отправляется генерал Ожро, который восстанавливает ограду, запирает ворота в парк, чтобы хоть как-то спасти владения. Сам император решает открыть в замке школу для девочек, но это намерение не воплощается в жизнь. В 1809 г. владение передается маршалу Луи-Александру Бертье, принцу Нёшательскому и Ваграмскому за его заслуги перед императором. Бертье приезжает в замок только один раз – на охоту.  После смерти маршала владения выставлены на продажу. Его покупает государство, чтобы подарить внучатому племяннику Людовика XVIII, молодому Генриху д’Артуа, герцогу Бордо. Позднее он получит имя «графа Шамборского». Сменяющиеся режимы Июльской монархии, Второй империи не позволяют Генриху жить на родине, но он внимательно относится к поддержанию в порядке своего замка и парка, следя за владением через управляющего и тратя немалые деньги на ремонт, реставрацию зданий и благоустройство охотничьих угодий. Замок официально открывается публике. Во время франко-прусской войны в нем располагается военный госпиталь, а в 1871 г. его кратко посещает хозяин – «граф Шамборский». Именно в нем он составляет манифест-обращение к французам с призывом восстановить монархию. После его смерти в 1883 г. замок по наследству переходит его племянникам – принцам Бурбонским-Пармским.

В первую мировую войну владение Шамбор попадает под арест. В 1930 г. французское государство покупает его у принца Эли Бурбонского. Замок передается в государственное управление.

В начале Второй мировой войны замок становится центром по хранению сокровищ национальных музеев Парижа и севера Франции, перевезенных сюда с целью спасения от немецких бомбардировок. Сама Джоконда провела в Шамборе несколько месяцев.

В 1947 г. начинается долгая история по реконструкции замка и его парков.

В 1981 г. владение включено в список мирового наследия ЮНЕСКО.

Архитектура Шамбора

Спроектирован по средневековой модели крепостей с поясом укреплений и толстыми угловыми башнями, замок задуман в готическом стиле (верхние части – дымоходы и башенки – устремлены ввысь), но обладает специфичным очертанием, благодаря которому становится шедевром архитектуры Возрождения. 156 метров фасада, 56 м в высоту, донжон в 44 м, 426 комнаты, 77 лестниц, 282 дымохода и 800 скульптурных капителей. Многие архитекторы приняли участие в строительстве Шамбора, но не осталось никаких документов о первых архитекторах, кроме упоминания имени Франциска I, который лично участвовал в разработке планов строительства. Возможно, в работу был включен сам Леонардо да Винчи, который в то время был придворным архитектором; он умер через несколько месяцев после начала строительства. Среди его рисунков нашли изображения присутствующих в замке двойных винтовых лестниц и структуры в виде греческого креста – два основных элемента первоначального проекта замка. Возможно также, что ассистент да Винчи, Доминик де Кортон, также участвовал в строительстве.

Строительство Шамбора стало одним из самых значительных в эпоху Ренессанса. Центральный план замка состоит из квадрата в форме греческого креста, характерного для большинства итальянских церквей того времени. Однако в ту эпоху он еще редко применялся для строительства нерелигиозных зданий. Эта центральная часть стала называться донжоном, хотя никогда не имела назначения защитного сооружения. Франциск I по ходу строительства добавил два крыла и крепостную стену, ориентируясь на модель средневековых крепостей. Особенностью Шамбора стала строгая ориентация диагоналей донжона по осям север-юг и восток-запад; его башни расположены строго по 4 сторонам света.

Аномалия в симметрии плана донжона долгое время вызывала споры ученых. Считалось, что она стала результатом ошибок при строительстве. Однако археологические изыскания в начале XXI в. показали, что эти аномалии были спроектированы изначально: проект сразу был с асимметричным фасадом, но с центральной симметрией вокруг большой лестницы в виде крыльев мельницы. Вполне возможно, что в этом спиралевидном здании должна была быть центральная лестница с четырьмя крыльями. Леонардо да Винчи работал над водными турбинами, и этот динамичный план, революционный для того времени, мог бы быть его детищем и первым проектом Шамбора. Археологические изыскания показали, что после окончания работ над фундаментом донжона от первоначального плана отказались в пользу строительства крыльев здания и крепостной стены.

Внутри донжона располагаются пять жилых уровней. На каждом уровне находятся 4 квадратных покоев и 4 – в круглых башнях. Между покоями — четыре коридора, идущие от 4 сторон света к двойной винтовой лестнице в центре. В западном крыле обустроена часовня, ее вход находится на востоке. Для того времени такое расположение часовни было нетипичным, т.к., чтобы показать, что король обладает духовной властью в своем королевстве, он должен был бы разместить часовню ближе к Иерусалиму, т.е. в восточном крыле.

В центре здания находится двойная винтовая лестница, похожая на два переплетенных ствола , символизирующих дерево жизни в Средние века. Два человека, которые идут по двум пролетам лестницы, могут видеть друг друга через отверстия, но не могут встретиться. На каждом этаже лестница выходит в 4 вестибюля, образующих крест. Наверху лестница приводит на большую террасу (также изобретение Леонардо), которая идет вокруг донжона, и с нее открывается вид на монументальные дымоходы. Над лестницей возвышается башня-фонарь, хорошо видимая снаружи и похожая на колокольню часовни.

Третий этаж замечателен своими четырьмя залами, в которых сохранились следы первоначальных позолоты и живописи. В каждом зале кессонный потолок из 80 скульптурных ячеек с символами королевской власти: саламандр, иногда окруженных факелами в форме лилий, монограммы « F » с короной. Саламандры Шамбора иллюстрируют девиз Франциска I nutrisco et extinguo (Я вскормлюсь благим огнем и потушу огонь плохой).

Башня-фонарь возвышается на 32 м и превосходит все дымоходы Шамбора. На ее вершине находится флер де лис (геральдическая лилия) – символ французской монархии. Террасы окружены башенками, потолочными окнами, инкрустированными мозаикой из туфа и сланца. Башни, башенки, ложные колокольни и потолочные окна украшены медальонами, ромбами, квадратами, полукругами и треугольниками из сланца, похожими на инкрустации из черного мрамора в Шартрёз де Пави, где Франциск I находился во время плена.

Основной материал, использованный при строительстве замка, — белый туф.

Угодья Шамбора

Кроме замка проект Франциска I включал и парк. Через 5 лет после начала строительства король предпринимает меры по созданию лесного угодья для охоты и охраны дичи, как это делалось в большинстве крупных замков XV-XVI вв. Но этот парк поражает своими размерами: это самый большой огороженный стенами парк во Франции. И в самом его центре располагается замок. По сей день в парке водится живность: это олени и кабаны – эмблематичные животные Шамбора, а также средиземноморские муфлоны (бараны), завезенные с Корсики, из ботанического сада Парижа, зоопарка Винсенна и из бывшей Чехословакии. В парке находится несколько прудов.

В деревне Шамбор расположено несколько отелей и ресторанов. Замок Шамбор – самый посещаемый из замков Луары в департаменте Луар-е-Шер.

На втором этаже замка находится Музей охоты и природы.

В замке регулярно проходят выставки.

Посещение Шамбора

КАК ДОЕХАТЬ ДО ЗАМКА ШАМБОР

— на машине по шоссе А10 (направление Bordeaux, затем Mer или Blois), платный паркинг в 200 м от замка (4 евро): Аренда автомобилей во всём мире.

— на поезде из Парижа с вокзала Аустерлиц до станции Blois (в пути 1 ч. 25 м., билеты от 11 евро), затем на автобусе до замка (май-август): Узнать расписание поездов, стоимость билетов; купить билет на сайте жд Франции.

— ближайший аэропорт расположен в Париже

— на такси: Автомобильные трансферы

ВРЕМЯ РАБОТЫ ЗАМКА ШАМБОР

Замок открыт ежедневно, кроме 1 января, первого вторника февраля и 25 декабря.

26 марта – 31 октября: 9.00 – 18.00

1 ноября – 25 марта: 9.00 – 17.00

СТОИМОСТЬ ВХОДНОГО БИЛЕТА В ЗАМОК ШАМБОР

Взрослый – 11 евро

Дети до 18 лет в сопровождении взрослого – бесплатно

САЙТ ЗАМКА ШАМБОР

http://www.chambord.org/ru/

Отели около Шамбора

Google+

Статьи (не) по теме

  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
Запись опубликована в рубрике Искусство, Места с метками , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *