Каннский кинофестиваль

papier-peint-patricia-anne-camaieu-liberty

Международный кинофестиваль был задуман по инициативе Жана Зэй (Jean Zay), министра народного образования и искусств во времена Народного фронта, с целью проводить во Франции значимое международное событие, способное конкурировать с Венецианским фестивалем Мостра. В конце 30-х годов 20 века отбор на итальянский кинофестиваль носил политический характер (в Италии к власти пришло фашистское правительство), поэтому Жан Зэй предложил создать альтернативный, политически независимый фестиваль. Среди городов – кандидатов на место базирования фестиваля значились Виши, Биарриц, Канны, Останд (Бельгия) и даже Алжир. В итоге победили Канны.

каннский кинофестиваль

Фестиваль планировалось  открыть под председательством Луи Люмьера 1 сентября 1939 года. С августа на Лазурный Берег съезжались звезды, из США на специальном корабле плыли голливудские кинознаменитости. Готовились торжественные мероприятия: американцы готовились поставить на каннском пляже «Нотр Дам де Пари». Но 1 сентября – день открытия фестиваля – немецкие войска вторглись в Польшу, началась война, и фестиваль не открылся.

Первый Каннский кинофестиваль прошел лишь через год после окончания Второй мировой войны, и официальная дата его рождения – 20 сентября 1946 г. «Цель фестиваля – содействовать развитию кинематографа во всех его формах и создать и поддерживать дух сотрудничества между всеми странами-производителями кино» (отрывок из регламента 1948 г.).

До 1952 года (кроме 1948 и 1950 гг., когда мероприятие не состоялось из-за финансовых проблем) фестиваль проводился ежегодно в сентябре; с 1952 года – в мае. Мероприятие проходит в течение 12 дней.

красная дорожка каннского фестиваля

Первые годы фестиваль скорее походил на светские встречи, на которых каждый участник получал приз. Однако популярность росла: со всего мира в Канны съезжались звезды, интерес прессы неизменно рос, и вскоре участие в этом мероприятии стало престижным. Особый интерес для журналистов и публики представляет церемония открытия, когда знаменитости проходят по красной дорожке Дворца фестивалей и конгрессов на бульваре Круазет – «24 ступеньки славы». Платья и драгоценности кинодив живо обсуждаются на бумажных и электронных страницах.

Сначала на фестивале присуждались награды в номинациях лучший фильм, лучший режиссер, лучший актер и актриса. Со временем появились приз жюри, Гран При и Пальмовая ветвь.

Символом фестиваля считается ее главный приз – Золотая пальмовая ветвь. Вручают именно её, потому что она изображена на гербе города Канны. Изготовляется приз ювелирным домом Шопар (Chopard). Впервые ее вручили в 1955 г. фильму Marty Дэльберта Манна.

золотая пальмовая ветвь

До 1972 года фильмы-претенденты на участие в фестивале определялись в странах, где они были произведены. После 1972 г. отбором стала заниматься исключительно специальная комиссия самого Каннского фестиваля. Кроме основного конкурса со временем появились и другие номинации.

В 1946 году Гран При Каннского фестиваля получил советский фильм «Великий перелом» режиссера Фридриха Эрмлера.

Единственный русский (советский) фильм удостоен Золотой пальмовой ветвью в 1958 г. — это «Летят журавли» режиссера Михаила Калатозова.

В 2018 году на церемонии открытия запрещены селфи на ступеньках Дворца фестивалей и отменены предпоказы фильмов для журналистов. 

Российские фильмы на Каннском кинофестивале:

1991 — «Анна Карамазофф» Рустама Хамдамова и «Цареубийца» Карена Шахназарова

1992 — «Луна парк» Павла Лунгина и «Самостоятельная жизнь» Виталия Каневского (приз жюри)

1994 — «Утомленные солнцем» Никиты Михалкова (Гран-при жюри)

1995 — «Лев с седой бородой» Андрея Хржановского (в программе «Особый взгляд») и «Музыка для декабря» Ивана Дыховичного (в программе «Особый взгляд»)

1997 — «Брат» Алексея Балабанова (в программе «Особый взгляд»)

1998 — «Хрусталёв, машину!» Алексея Германа

1999 — «Молох» Александра Сокурова (приз за лучший сценарий Юрию Арабову)

2000 — «Свадьба» Павла Лунгина (приз за лучший актерский ансамбль)

2001 — «Телец» Александра Сокурова

2002 — «Русский ковчег» Александра Сокурова

2003 — «Отец, сын» Александра Сокурова

2007 — «Александра» Александра Сокурова и «Изгнание» Андрея Звягинцева (приз за лучшую мужскую роль Константину Лавроненко)

2008 — «Тюльпан» Сергея Дворцевого (в программе «Особый взгляд»)

2009 — «Царь» Павла Лунгина (в программе «Особый взгляд») и «Сказка про темноту» Николая Хомерики (в программе «Особый взгляд»)

2010 — «Утомленные солнцем-2» Никиты Михалкова

2011 — «Охотник» Бакура Бакурадзе (в программе «Особый взгляд») и «Елена» Андрея Звягинцева (в программе «Особый взгляд»; приз жюри)

2014 — «Левиафан» Андрея Звягинцева (приз за сценарий)

2016 — «Ученик» Кирилла Серебренникова (в программе «Особый взгляд»)

2017 — «Нелюбовь» Андрея Звягинцева (приз жюри) и «Теснота» Кантемира Балагова (в программе «Особый взгляд»)

2018 — «Лето» Кирилла Серебренникова

Фильмы-лауреаты «Золотой пальмовой ветви» в 21 в.

2000 — «Танцующая в темноте» (Ларс фон Триер)

2001 — «Комната сына» (Нанни Моретти)

2002 — «Пианист» (Роман Полански)

2003 — «Слон» (Гас Ван Сент)

2004 — «Фаренгейт 9/11» (Майкл Мур)

2005 — «Дитя» (братья Дарденн)

2006 — «Ветер, что колышет вереск» (Кен Лоуч)

2007 — «4 месяца, 3 недели и 2 дня» (Кристиан Мунджиу)

2008 — «Класс» (Лоран Канте)

2009 — «Белая лента» (Михаэль Ханеке)

2010 — «Дядюшка Бунми, который помнит свои прошлые жизни» (Апичатпонг Вирасетакул)

2011 — «Древо жизни» (Терренс Малик)

2012 — «Любовь» (Михаэль Ханеке)

2013 — «Жизнь Адель» (Абделатиф Кешиш)

2014 — «Зимняя спячка» (Нури Бильге Джейлан)

2015 — «Дипан» (Жак Одиар)

2016 — «Я, Дэниел Блек» (Кен Лоуч)

2017 — «Квадрат» (Рубен Эстлунд)

зал каннского кинофестиваля

Google+

  • 1
  •  
  •  
  •  
  •  
  • 8
  •  
Запись опубликована в рубрике События с метками , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.